Объективы


Объектив – это оптическое устройство, состоящее из системы линз и проецирующее изображение на светочувствительную матрицу.

На зеркальную фотокамеру или беззеркалку можно устанавливать разные объективы, имеющие разные характеристики и художественные особенности. На смартфон так же можно устанавливать дополнительные объективы поверх встроенного, что существенно расширяет возможности его камеры. Чаще именно объектив, а не фотокамера, определяет значимые художественные составляющие снимка. 

Основными техническими характеристиками объектива является светосила и фокусное расстояние.

Светосила – это характеристика светопропускания объектива, как много через него проходит света. Не вникая в сложные формулы, можно сказать, что светосила объектива напрямую связана с тем, насколько широко может быть открыта его диафрагма. Объективы, у которых диафрагма может принимать значения 1.2, 1.4, 2.0 – считаются светосильными. Объективы, где максимально открытая диафрагма возможна в диапазоне 3.5 – 5.6 или и того хуже – светосильными не являются, с ними будет сложнее работать в условиях недостаточной освещенности. А реальность такова, что, если Вы хотите снимать в помещении с рук без использования вспышки, то без светосильного объектива Вам не обойтись (без повышения чувствительности ISO).

Теперь о фокусном расстоянии

У выпуклой линзы есть способность собирать параллельные лучи в одну точку, при этом расстояние от центра линзы до точки, в которой эти лучи сходятся, и есть фокусное расстояние линзы, которое измеряют в миллиметрах. Это то же самое фокусное расстояние, как и в камере-обскура от отверстия до экрана, на который проецируется изображение: если бы свет проходил только через центральную точку линзы, то и получилась бы камера-обскура. Но свет, попадая на каждую точку поверхности линзы, проходит сквозь линзу, меняет своё направление (преломляется) и в итоге сходится в одной точке. В итоге линза собирает в тысячи раз больше света, чем маленькое отверстие. Мы рассмотрели случай, когда наш объектив сфокусирован на бесконечно удаленный объект, и лучи от отдельно взятой точки объекта, попадающие в объектив, можно считать параллельными. В нашем примере это бесконечно удалённая зелёная мишень за границами нашей картинки.

Чтобы сфокусироваться на более близкий, чем бесконечно удаленный, объект (красная мишень), необходимо сдвинуть линзу немного вперед, в чём и заключается процесс фокусировки. При этом свет от бесконечно удалённого объекта сходится в одну точку где-то перед матрицей, а на матрице образует пятно размытия. И выглядит такой объект размытым на фотографии. Объект, находящийся ближе к камере (синяя мишень), чем тот, на котором мы сфокусировались, так же будет размыт, поскольку лучи от него сходятся где-то за плоскостью матрицы.

Само по себе фокусное расстояние – характеристика, которая не имеет прямой практической пользы (фокусное расстояние традиционно пишут на объективе, как значимую характеристику). Но, зная фокусное расстояние, можно кое-что посчитать и прикинуть.

Первое – это угол обзора объектива. Чем меньше фокусное расстояние, тем шире угол обзора, чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол обзора и тем в большей степени наш объектив будет «приближать» объекты. Почему бы на объективе сразу не написать угол обзора? Всё дело в том, что производители выпускают фотокамеры с разными размерами матриц. Чем матрица меньше, тем более обрезанную по краям фотографию мы в итоге получим, используя один и тот же объектив. На фотографии это будет восприниматься, как меньший угол обзора.

Двигайте ползунок симулятора, чтобы понять, как изменяется угол обзора при изменении фокусного расстояния (фотограф при этом не меняет своего местоположения):

Полную версию симулятора Вы можете посмотреть на официальном сайте Nikon.ru, где можно "установить" актуальные модели объективов на модели камер формата FX или DX и попробовать их в действии.

Второе – это глубина резкости. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкости. Объективы с большим фокусным расстоянием имеют малую глубину резкости (лучше отделяют объект от фона). Это можно заметить, сравнивая объективы на равных (и открытых) значениях диафрагмы, снимая один и тот же сюжет.

По назначению (исходя из фокусного расстояния) объективы можно примерно разделить по категориям. Для фотокамер с полноразмерной матрицей 35х24мм это:

  1. Широкоугольные объективы имеют короткое фокусное расстояние 16-35 мм
  2. Портретные объективы – 50-85мм
  3. Телеобъективы, они же длиннофокусные – 80-500мм и более

Если в вашей зеркальной камере установлена матрица меньшего размера (обычно половинка от полной матрицы 24х18мм), угол обзора объектива, установленного на такую камеру, будет меньше раза в полтора, в сравнении с полной матрицей. Соответственно, широкоугольная категория объективов для этой камеры будет с фокусным расстоянием примерно 11-24 мм, портретные – 35-55 мм, и далее – телеобъективы.

На объективах для смартфонов вряд ли указано фокусное расстояние, их проще идентифицировать по названию, указанному производителем. 

Зум-объективы – это универсальные объективы, у которых фокусное расстояние можно изменять в процессе съёмки поворотом соответствующего кольца на объективе («приближаться» на большом фокусном расстоянии к объекту съёмки или «удаляться» от объекта, уменьшая фокусное расстояние). Как правило, любительские зеркальные камеры при покупке комплектуют таким объективом. Они удобны в эксплуатации, но по многим техническим и художественным параметрам могут уступать фиксам (объективам с постоянным фокусным расстоянием).

Каждый объектив дает в какой-то степени разное изображение, с разными достоинствами и недостатками, поскольку задача идеального построения изображения через объектив не имеет решения, идеальных объективов не бывает. Каждый производитель объективов использует свои секреты и вносит дополнительные художественные особенности. Например, одни объективы дают великолепную резкость только в центре кадра и немного "мажут" по краям, другие дают неплохую резкость по всему кадру, у одних объективов размытие мягкое и ровное, у других светлые пятна "размываются" в виде многоугольников, кружочков или колечек с резкими границами, некоторые объективы специально созданы, чтобы художественно "разорвать" всё, что не попало в зону резкости, например, объектив LensBaby. Некоторые примеры мы ещё рассмотрим.

Стабилизатор объектива - это очень полезное дополнение, которое присутствует не во всех моделях объективов. Суть его в том, что перед тем, как будет сделан снимок, а именно в момент фокусировки, некоторые линзы объектива находятся как бы в подвешенном состоянии и сохраняют свою первоначальную ориентацию в пространстве, тем самым предотвращая смазывание кадра, которое возникает из-за незначительных колебаний камеры. Используя стабилизатор, Вы имеете возможность пользоваться более длинной выдержкой, что в каком-то смысле добавляет объективу светосилы.