Приёмы композиции


Если сделать опрос начинающих фотографов, какие приёмы композиции им знакомы, то самым популярным будет ответ: «Золотое сечение». Как это работает в портретной фотографии? «Берем посредственный снимок, сделанный с запасом фона, обрезаем фон так, чтобы лицо модели оказалось на пересечении воображаемых линий, разделяющих кадр на равные трети по горизонтали и вертикали и… вуаля! Шедевр готов!».

Когда я впервые попробовал так сделать, то никакого волшебства не случилось! Я получил посредственный снимок, выполненный с использованием «золотого сечения»! В чем дело, приём не работает? Вот и верь теперь в великую силу композиции!

Для начала выясним, что составляет композицию именно в фотографии, вспомним её элементы: линия, контур, пятно, деталь, объект, фон, пространство, человек и т.д. Каждый элемент, например, человек может рассматриваться, как неделимый элемент композиции, либо частью композиции будут рассматриваться его элементы: глаза, лицо, волосы, руки, ноги и т.д.

Для того чтобы создать из элементов композицию, нам понадобятся приёмы объединения, связывания, разделения, выделения и противопоставления. Плюс визуальное направление и визуальный вес. Всё, как в русском языке:  объединяем буквы в слова, связываем слова в предложения, разделяем слова запятыми и пробелами, выделяем жирным шрифтом, ударением или размером шрифта, противопоставляем слова по смыслу или значению, задаём визуальное направление, то есть последовательность наших слов и визуальный вес - задаём значимость каждого слова в предложении.

Природа фотоизображения

В отличие от приёмов композиции, которые работают повсюду, приёмы композиции в фотографии могут иметь свои особенности, связанные с самой сутью фотографии. Чем же фотография отличается от всего остального? С чем мы имеем дело?

Фотография – это в некотором смысле «особый вид материи», которая существует для зрителя в двухмерном и в трёхмерном пространстве одновременно. Фактически мы видим не только линии, пятна, фигуры, цвета на плоскости монитора или бумаги, но и одновременно представляем объекты съёмки объёмными, можем понять их форму и расположение в пространстве. Забавно, не так ли? Из окружающих нас вещей такой феномен есть разве что у телевизора!

Что нам дает понимание этого? Есть, конечно, приёмы для работы с элементами только на плоскости или только в пространстве, но большинство приёмов работают и в плоскости и в пространстве одновременно. И вот тут уже не всё так просто, как с буквами и словами в предложении, но мы разберёмся!