Большинство определений звучит примерно так: «Композиция – это важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, раскрывающий замысел художника…». Давайте попробуем объяснить простыми словами. В конкретном случае композиция - это результат взаимодействия отдельных частей "целого" между собой, а в общем случае (как образовательная дисциплина) это язык общения художника со зрителем.
Приведу самый простой пример композиции: возьмите несколько букв и составьте из них слово. Вы привели в порядок буквы, задали определенную последовательность и в Вашем сознании возник образ, это уже не сочетание букв, а значение слова, например, предмет, который Вы можете себе представить. Вы создали композицию. Вы смотрите на композицию из букв (слово), а воспринимаете его значение.
Композиция – это язык общения со зрителем, предполагающий использование определенных правил, с помощью которых зритель Вас понимает. Причём зритель не заучивал эти правила сознательно, они «вшиты» в его подсознание на уровне рефлексов и дополнены жизненным опытом. Всё, что вписывается в эти правила, находит понимание. А если не вписывается? Как поступить, научить зрителя общаться с Вами на Вашем языке или Вам освоить понятный зрителю язык общения?
Кстати о языке общения в прямом смысле, а именно русском языке, на котором мы говорим и пишем. Это самый яркий пример композиции, пример того, как люди из букв составляют слова, из слов - предложения, используют знаки препинания и пробелы, соблюдают правила. Всё это приводит к тому, что люди друг друга понимают. И удивительно, что язык общения с помощью слов и язык общения с помощью изображений очень схожи, общий принцип общения одинаков.
Ещё пример композиции:
Представьте себя кондитером, вам предстоит сделать слоёный торт. У Вас есть все продукты: мука, яйца, сахар, сливочное масло, дрожжи и вода. Для начала возьмите необходимое количество каждого продукта и разложите на столе. Это ещё не торт, верно? Если всё это смешать и испечь перемешанные продукты в духовке, то Вы получите что-то похожее на торт, но наверняка не такой вкусный, как Вам хотелось бы. А вот если Вы дрожжи растворите в воде, в которую добавите немного сахара, дадите им подняться, добавите к ним муку, масло, воду и часть сахара, отделите белки от желтков, добавите в тесто желтки, замешаете тесто, дадите ему постоять, затем раскатаете и испечете тонкие коржи, отдельно из белков и сахара приготовите крем, которым смажете каждый корж, укладывая их друг на друга, остатками крема укроете верхний корж – вот тогда у Вас получится торт. В данном случае торт – это и есть композиция, созданная из продуктов. Согласитесь, что, если Вы ждете гостей, торт имеет более высокую ценность по сравнению с исходными продуктами – в этом и есть основной признак присутствия композиции. Элементами получившейся композиции будут продукты. А приёмами композиции в данном случае можно считать раздельное смешивание продуктов, выпекание одних, взбивание других, чередование коржей и крема и прочее.
Элемент композиции – это узнаваемая и, как правило, неделимая составляющая композиции: символ, линия, пятно, объект, деталь, фон, пространство и т.д.
Проще говоря, всё, чему Вы сможете придумать название – это элементы композиции. Изображенного человека можно рассматривать, как элемент композиции. В то же время — это группа связанных между собой элементов: руки, ноги, голова, лицо, волосы, одежда и т.д., и этими элементами мы тоже можем управлять.
В идеале автор, используя законы, правила и приёмы композиции, максимально грамотно и удобно для восприятия зрителя излагает свою мысль или позицию. В этом и состоит практическое назначение композиции.