Практические задания по композиции


2.1. Пейзаж с ритмом и линейной перспективой

Задание:

Прогуляйтесь по городу, сходите в парк или найдите живописное место на природе в поисках подходящего сюжета. Желательно использовать штатив. Обязательное условие: на фотографии должен присутствовать ритм и линейная перспектива.

Настройки фотокамеры:
  • Чувствительность ISO: минимальная (100 ... 200)
  • Значение диафрагмы: 1.4 ... 18
  • Значение выдержки: подобрать вручную в зависимости от освещенности
  • Баланс белого: авто (если снимаете в RAW-формате)
Объектив:
  • Фокусное расстояние: 16 ... 50 мм (для кроп-камеры: 11 ... 35 мм)
Подсказки:
  • Первым делом найдите ритм - не менее 4-5 повторяющихся схожих или одинаковых элементов. Важно так же показать объем кадра с помощью линейной перспективы - линий, которые по мере удаления сходятся в одну точку, пусть и за границами кадра.
  • Лучшее время для пейзажа - утро или вечер.
  • Наиболее выгодное освещение - боковой свет, реже - контровый. Выясните, с какой стороны будет закат (или восход) и как будут освещены элементы пейзажа.
  • В условиях недостаточного освещения съемка ведется со штатива - это позволит Вам использовать длинные выдержки без смазывания в кадре.
  • В поисках сюжета для Вашего пейзажа постарайтесь включить в него значимые передний, средний и задний планы (или хотя бы средний и задний планы). Постарайтесь найти точку съемки или поймать свет таким образом, чтобы планы были четко отделены друг от друга. Иногда, например, пролетающее облако накрывает тенью задний план и все становится на свои места!
  • При съемке следите за линией горизонта. Если она четко выражена, то ее расположение должно быть строго горизонтальным. Чтобы не получить искажений (наклона) вертикально стоящих зданий, столбов или деревьев, линию горизонта при съемке располагают ровно по центру кадра, после чего можно будет обрезать кадр так, чтобы линия горизонта оказалась ближе к верхней или нижней трети кадра.
  • Фокусировка, как правило, ведется по элементам среднего плана, при этом, если задний план все же оказался не резким, еще больше уменьшают отверстие диафрагмы. Не зажимайте диафрагму до крайних значений - это может добавить "мыла" на Ваше изображение.
  • В классическом понимании весь пейзаж должен быть резким с отличной прорисовкой деталей, что достижимо на средних значениях диафрагмы или на чуть более закрытых значениях. Однако иногда выигрышным может оказаться мягкий размытый передний и задний планы с акцентом на композиционный центр - в этом случае открывайте диафрагму побольше.
  • Чем короче фокусное расстояние у объектива, тем более резкими будут передний, средний и задний план Вашего пейзажа.
  • Если в пейзаже присутствует закат солнца, светлые облака и одновременно слабо освещенные темные элементы - сделайте несколько кадров с одной и той же точки съемки на разных выдержках, чтобы была возможность выбрать кадр с оптимальной экспозицией или иметь возможность скомпоновать пейзаж из двух одинаковых кадров с разной экспозицией.
  • Задание может быть выполнено в жанре портрет

2.2. Пейзаж с тональной перспективой

Задание:

Вам скорее всего надо выехать на природу и найти такое живописное, где была бы заметна естественная тональная перспектива. Желательно взять штатив.

Настройки фотокамеры:
  • Чувствительность ISO: минимальная (100 ... 200)
  • Значение диафрагмы: 1,4 ... 18
  • Значение выдержки: подобрать вручную в зависимости от освещенности
  • Баланс белого: авто (если снимаете в RAW-формате)
Объектив:
  • Фокусное расстояние: 16 ... 50 мм (для кроп-камеры: 11 ... 35 мм)
Подсказки:
  • Тональная перспектива становится заметна там, где есть возможность  включить в кадр какие-то значимые, различимые объекты, удаленные от камеры более чем на 3 км - свет от них рассеивается в воздухе. Возвышенное место на природе подойдет идеально, хотя этот эффект можно наблюдать и с городской крыши.
  • Лучшее время для пейзажа - утро или вечер, когда солнечный свет наполнен теплыми красноватыми оттенками.
  • Наиболее выгодное освещение - боковой свет, в контровом свете тональная перспектива может потеряться. Выясните, с какой стороны будет закат (или восход) и как будут освещены элементы пейзажа.
  • В условиях недостаточного освещения съемка ведется со штатива - это позволит Вам использовать длинные выдержки без смазывания в кадре.
  • В поисках сюжета для Вашего пейзажа постарайтесь включить в него значимые передний, средний и задний планы (или хотя бы средний и задний планы). Постарайтесь найти точку съемки или поймать свет таким образом, чтобы планы были четко отделены друг от друга. Иногда, например, пролетающее облако накрывает тенью задний план и все становится на свои места!
  • При съемке следите за линией горизонта. Если она четко выражена, то ее расположение должно быть строго горизонтальным. Чтобы не получить искажений (наклона) вертикально стоящих зданий, столбов или деревьев, линию горизонта при съемке располагают ровно по центру кадра, после чего можно будет обрезать кадр так, чтобы линия горизонта оказалась ближе к верхней или нижней трети кадра.
  • Фокусировка, как правило, ведется по элементам среднего плана, при этом, если задний план все же оказался не резким, еще больше уменьшают отверстие диафрагмы. Не зажимайте диафрагму до крайних значений - это может добавить "мыла" на Ваше изображение.
  • В классическом понимании весь пейзаж должен быть резким с отличной прорисовкой деталей, что достижимо на средних значениях диафрагмы или на чуть более закрытых значениях. Однако иногда выигрышным может оказаться мягкий размытый передний и задний планы с акцентом на композиционный центр - в этом случае открывайте диафрагму побольше.
  • Чем короче фокусное расстояние у объектива, тем более резкими будут передний, средний и задний план Вашего пейзажа.
  • Если в пейзаже присутствует закат солнца, светлые облака и одновременно слабо освещенные темные элементы - сделайте несколько кадров с одной и той же точки съемки на разных выдержках, чтобы была возможность выбрать кадр с оптимальной экспозицией или иметь возможность скомпоновать пейзаж из двух одинаковых кадров с разной экспозицией.
  • Задание может быть выполнено в жанре портрет

2.3. Портрет на улице в тени с элементами тональной перспективы

Задание:

Снять портрет в мягком свете в тени в ясную, облачную или пасмурную погоду в городе или на природе с элементами тональной перспективы.

Настройки фотокамеры:
  • Чувствительность ISO: по возможности минимальная (100 ... 200)
  • Значение диафрагмы: максимально открытая: 1.4 ... 5.6
  • Значение выдержки: подобрать вручную, не длиннее, чем 1/100 секунды.
  • Баланс белого: авто (если снимаете в RAW-формате) или "В тени"
Объектив:
  • Фокусное расстояние: 50 ... 200 мм (для кроп-камеры: 35 ... 135 мм)
Подсказки:
  • Несмотря на кажущуюся сложность задания, элементы тональной перспективы часто встречаются на фотографиях, но не все одновременно. Ваша задача выбрать такой фон для модели, чтобы: ближние элементы фона были темнее удаленных, ближние были теплее, чем дальние и чтобы удаленные элементы были менее контрастными и размытыми, чем ближние. Выполните, как можно больше этих условий одновременно.
  • Лучшее время - днем с 10:00 утра до 16:00 вечера, можно позже, лишь бы хватило света.
  • Определитесь с образом: что Вам ближе? Девушка, беззаботно гуляющая по улице, читающая книгу на скамейке в парке, пьющая чай в открытом летнем кафе? Строгая бизнес-леди, выходящая из своего автомобиля? Может быть фэшн-образ с ярким мейком и безупречной прической на крыльце модного бутика? Вариантов очень много! Можно найти в интернете портрет, по мотивам которого Вы хотели бы сделать свой шедевр.
  • Под этот образ найдите себе подходящую модель. Девушки обычно сговорчивее парней. Это может быть кто-то из Ваших знакомых или родственников. Предложите поучаствовать своим "друзьям" в социальный сетях. В некоторых городах существуют сообщества по интересам TFP, где фотограф может бесплатно найти модель (или модель фотографа) для конкретной съемки, однако рассчитываться с моделью придется фотографиями.
  • Не забудьте позаботиться о макияже и прическе модели, хотя на улице к мейку и прическе требования не настолько высоки, как для съемки в фотостудии.
  • Выбор места для съемки - давайте ограничимся в подсказках только освещением и фоном. Найдите место, чтобы модель полностью находилась в тени, встаньте на место модели и осмотрите "источники света": чем больше неба видит модель, тем мягче будет основной источник света. Небо позади модели будет играть роль контрового света. Окружение модели по бокам и сверху возьмет на себя роли затемнителей и отражателей. Поскольку модель находится в тени, нам вряд ли подойдет залитый солнцем фон: во-первых он слишком светлый в сравнении с моделью, во-вторых - гораздо теплее по температуре.
  • Управление освещением происходит следующим образом, я объясню на примере, где модель находится в тени между двумя деревьями, образующими арку над головой: чтобы сделать освещение модели более мягким, надо немного выйти из "арки" вперед, тем самым добавится основного света. Чтобы сделать модель более контрастной и увеличить вклад контрового света, надо отойти в глубину "арки". Чтобы затенить одну сторону лица, надо приблизиться щекой к темному стволу дерева.
  • Фон позади модели предпочтительно выбрать холодного (не теплого) цвета - это позволит расширить диапазон регулировки баланса белого при обработке.
  • Чтобы максимально размыть фон позади модели, необходимо: максимально удалить модель от фона, использовать длиннофокусный объектив, открытую диафрагму, снимать крупный план (а не ростовой портрет) - все эти хитрости в комплексе дают отличный результат!
  • Наиболее гармоничным является поворот модели в сторону основного источника света. При этом фотографировать модель надо с более затененной стороны лица (либо прямой поворот лица на камеру).
  • Учитывайте вклад окружения в цвет кожи модели (главным образом в тенях), например, близко расположенная к лицу зеленая листва или трава могут сделать кожу зеленой. Этот эффект еще называют рефлексами.
  • Принимайте каждый раз устойчивую позу, держите камеру при съемке таким образом, чтобы натянутый ремень камеры исключал минимальное дрожание камеры.
  • Расположение камеры при съемке ростового портрета (чтобы не укоротить ноги) - на уровне пояса модели, крупный план - с высоты подбородка модели.
  • Фокусировка точечная,  ведется по глазам модели, чаще по ближнему глазу. Пользуйтесь блокировкой автофокуса. Перефокусировку делайте через 2-3 кадра. Зона фокусировки выбирается примерно в том месте кадра, где будет располагаться лицо модели. В процессе съемки на мониторе фотокамеры периодически просматривайте лицо модели при максимальном увеличении, чтобы не допускать систематических ошибок с резкостью.
  • Делайте больше кадров, чтобы на 100% "поймать" удачный ракурс или эмоцию модели, 150-250 кадров с часа прогулочной фотосессии - это нормально.

2.4. Портрет на улице. Объединение цветом

Задание:

Снять портрет при любом освещении в любую погоду в городе или на природе. Цель задания - объединение модели и фона одним цветом. Показать взаимодействие модели и фона другими способами.

Настройки фотокамеры:
  • В зависимости от освещения, задания 1.3, 1.4 или 1.5
Объектив:
  • Фокусное расстояние: 50 ... 200 мм (для кроп-камеры: 35 ... 135 мм)
Подсказки:
  • Найдите удачное по освещению место для съемки с ярко выраженными цветовыми пятнами на фоне и согласуйте с моделью цвет ее одежды.
  • Чтобы точнее "попасть в цвет", возможно придется поэкспериментировать с освещением модели или фонового цветового пятна - будьте готовы к съемке, как в тени, так и на солнце!
  • Для усиления образа по возможности добавьте к портрету несколько других приемов, например: элементы тональной или линейной перспективы или ритм.
  • Всегда старайтесь не забывать о приемах отделения модели от фона: размывайте фон малой глубиной резкости, выбирайте фон контрастным к модели по яркости и цвету.
  • Как отдельный вариант, выполните это задание, используя сходство фона и одежды в геометрии рисунка, используйте однонаправленность элемента фона и позы модели, свяжите смысловое значение фона с действиями или эмоциями модели.

2.5. Портрет в помещении в естественном свете

Задание:

Снять портрет в прямом, боковом и контровом свете в помещении без дополнительного света. Требуется светосильный объектив. Объединение и связывание модели с интерьером выполнить присутствием одинакового цвета и линиями.

Настройки фотокамеры:
  • Чувствительность ISO: по возможности минимальная (100 ... 200)
  • Значение диафрагмы: максимально открытая: 1.2 ... 3.5
  • Значение выдержки: подобрать вручную, не длиннее, чем 1/100 секунды.
  • Баланс белого: авто (если снимаете в RAW-формате)
Объектив:
  • Фокусное расстояние: 24 ... 85 мм (для кроп-камеры: 18 ... 50 мм)
Подсказки:
  • Изучите интерьер и подберите одежду, перекликающуюся по цвету с его элементами. Идеальным дополнением будет, если элементы одежды и фона будут перекликаться по текстуре или рисунку.
  • С освещением придется экспериментировать, чтобы все объединяющие элементы "попали в цвет".
  • При съемке обращайте внимание на силуэт модели, руки, фоновые линии и точки соприкосновения модели с элементами интерьера: линии должны из разных частей кадра подводить зрителя к композиционному центру, например, к лицу модели. Идеально, если линии переходят одна в другую через развилку, то есть 3 линии сходятся в одной точке - это заставляет зрителя более подробно исследовать фотографию.
  • Лучшее время - днем в светлые часы с 11:00 до 15:00.
  • Идеальное место съемки - интерьерная фотостудия с большими окнами.
  • Подготовьте модель - мейк и прическа очень будут кстати.
  • При выборе одежды можно воспользоваться правилом: светлая одежда к светлому фону, темная одежда - к темному.
  • Выбор фона и управление освещением происходит точно так же, как описано в заданиях по освещению,  предполагается, что Вы с ними успешно справились. Основным источником света является рассеянный свет из окна. Если окна выходят на юг - можно использовать прямой солнечный свет.
  • Чтобы максимально размыть фон позади модели, необходимо: максимально удалить модель от фона, использовать длиннофокусный объектив, открытую диафрагму, снимать крупный план (а не ростовой портрет) - все эти хитрости в комплексе дают отличный результат!
  • Принимайте каждый раз устойчивую позу, держите камеру при съемке таким образом, чтобы натянутый ремень камеры исключал минимальное дрожание камеры.
  • Расположение камеры при съемке ростового портрета (чтобы не укоротить ноги) - на уровне пояса модели, крупный план - с высоты подбородка модели.
  • Фокусировка точечная,  ведется по глазам модели, чаще по ближнему глазу. Пользуйтесь блокировкой автофокуса. Перефокусировку делайте через 2-3 кадра. Зона фокусировки выбирается примерно в том месте кадра, где будет располагаться лицо модели. В процессе съемки на мониторе фотокамеры периодически просматривайте лицо модели при максимальном увеличении, чтобы не допускать систематических ошибок с резкостью.
  • Делайте больше кадров, чтобы на 100% "поймать" удачный ракурс или эмоцию модели, 150-250 кадров с часа фотосессии - это нормально.
  • Съемка в прямом свете технически самая простая. В боковом свете - пробуйте приближаться к окну и удаляться вглубь помещения от окна, чтобы поймать приемлемый для Вас контраст. Съемка в контровом свете, например, на фоне окна - серьезное испытание для динамического диапазона камеры и мастерства фотографа в связи с высоко контрастным сюжетом: делайте снимки с разной экспозицией, чтобы в итоге взять в работу те, на которых удастся сбалансировать светлое окно с темным силуэтом модели или же осветлить модель, но не потерять в пересветах ее контуры.

2.6. Семейная съёмка на улице в тени

Задание:

Снять семейный портрет или лав стори в мягком свете в тени в ясную, облачную или пасмурную погоду в городе или на природе, используя приемы объединения и связывания участников.

Настройки фотокамеры:
  • Чувствительность ISO: по возможности минимальная (100 ... 200)
  • Значение диафрагмы: по возможности максимально открытая: 1.4 ... 5.6
  • Значение выдержки: подобрать вручную, не длиннее, чем 1/100 секунды.
  • Баланс белого: авто (если снимаете в RAW-формате) или "В тени"
Объектив:
  • Фокусное расстояние: 50 ... 200 мм (для кроп-камеры: 35 ... 135 мм)
Подсказки:
  • Лучшее время - днем с 10:00 утра до 16:00 вечера, можно позже, лишь бы хватило света.
  • Определитесь с образом: обычно это прогулка по улице или парку, но что-то более оригинальное всегда приветствуется!
  • Под этот образ найдите себе подходящих моделей. Молодую пару или маму у ребенком - решайте сами. Это может быть кто-то из Ваших знакомых или родственников. Предложите поучаствовать своим "друзьям" в социальный сетях. В некоторых городах существуют сообщества по интересам TFP, где фотограф может бесплатно найти модель (или модель фотографа) для конкретной съемки, однако рассчитываться с моделями придется фотографиями.
  • В первую очередь надо согласовать одежду моделей между собой и с фоном. Идеально, если обе модели одеты одинаково по одежде и цветам, но вполне достаточно, чтобы между ними было сходство хотя бы по одному цвету, пусть и разных элементов одежды. Этот или другой цвет элементов одежды должен объединять по цвету их с фоном. Так же будет здорово, если модели будут объединены одним рисунком одежды.
  • Не забудьте позаботиться о макияже и прическе девушки, хотя на улице к мейку и прическе требования не настолько высоки, как для съемки в фотостудии.
  • Выбор места для съемки - давайте ограничимся в подсказках только освещением и фоном. Найдите место, чтобы модели полностью находились в тени, встаньте на место моделей и осмотрите "источники света": чем больше неба видят модели, тем мягче будет основной источник света. Небо позади моделей будет играть роль контрового света. Окружение моделей по бокам и сверху возьмет на себя роли затемнителей и отражателей. Поскольку модели находятся в тени, нам вряд ли подойдет залитый солнцем фон: во-первых он слишком светлый в сравнении с моделями, во-вторых - гораздо теплее по температуре.
  • Управление освещением происходит следующим образом, я объясню на примере, где модели находится в тени между двумя деревьями, образующими арку над головой: чтобы сделать освещение модели более мягким, надо немного выйти из "арки" вперед, тем самым добавится основного света. Чтобы сделать моделей более контрастными и увеличить вклад контрового света, надо отойти в глубину "арки". Чтобы затенить одну сторону лица, надо приблизиться щекой к темному стволу дерева.
  • Фон позади моделей предпочтительно выбрать холодного (не теплого) цвета - это позволит расширить диапазон регулировки баланса белого при обработке.
  • Чтобы максимально размыть фон позади моделей, необходимо: максимально удалить моделей от фона, использовать длиннофокусный объектив, открытую диафрагму, снимать крупный план (а не ростовой портрет) - все эти хитрости в комплексе дают отличный результат!
  • Наиболее гармоничным является поворот моделей в сторону основного источника света. При этом фотографировать моделей надо с более затененной стороны лица (либо прямой поворот лица на камеру). Понимаю, что сразу с двумя моделями это сделать не просто!
  • Связывание моделей усиливается несколькими волшебными фразами: встаньте ближе или обнимитесь (близость), возьмитесь за руки (связывание линиями), посмотрите друг на друга (связывание линиями взгляда), повернитесь друг к другу (симметричное расположение), посмотрите в одном направлении (однонаправленность), наклоните головы друг к другу (близость), вместе улыбнитесь (схожие эмоции) и т.д. Если размеры моделей разные, то ближе к камере располагают модель меньшего размера, чтобы она казалась крупнее (сходство в размерах).
  • Учитывайте вклад окружения в цвет кожи моделей (главным образом в тенях), например, близко расположенная к лицу зеленая листва или трава могут сделать кожу зеленой. Этот эффект еще называют рефлексами.
  • Принимайте каждый раз устойчивую позу, держите камеру при съемке таким образом, чтобы натянутый ремень камеры исключал минимальное дрожание камеры.
  • Расположение камеры при съемке ростового портрета (чтобы не укоротить ноги) - на уровне пояса моделей, крупный план - с высоты подбородка моделей.
  • Фокусировка точечная,  ведется по глазам одной модели, чаще по ближнему глазу. Пользуйтесь блокировкой автофокуса. Перефокусировку делайте через 2-3 кадра. Зона фокусировки выбирается примерно в том месте кадра, где будет располагаться лицо модели. В процессе съемки на мониторе фотокамеры периодически просматривайте лица моделей при максимальном увеличении, чтобы не допускать систематических ошибок с резкостью. Если модели находятся на разном расстоянии от камеры - устраните эту разницу сменой позы или прикройте отверстие диафрагмы на столько, чтобы лица моделей выглядели резкими.
  • Делайте больше кадров, чтобы на 100% "поймать" удачный ракурс или эмоцию модели, 150-250 кадров с часа прогулочной фотосессии - это нормально.

 

 

Отправить выполненные задания

Здесь Вы можете прикрепить фотографии выполненных заданий. Укажите номер задания и прикрепите фотографию. Всё то же самое можно отправить автору курса личным сообщением в ВК

Вы должны быть авторизованы в ВК